Зерноуборочные комбайны – тема хоть и далекая от многих, но основные массовые модели известны. Даже если и не по точному названию, то хотя бы по внешним признакам. Пожалуй, в СССР именные «НИВУ», «ДОН» и «КОЛОС» вам могли назвать даже в детском саду. Тем обиднее, что другие комбайны, которые тоже выпускались серийно, остались где-то в стороне. Восстановим справедливость?
Первый советский самоходный зерноуборочный комбайн был разработан в Казани и назывался в духе своего времени – «Сталинец-4». Правда, после развенчания культа личности Сталина, название было сокращено до С-4, но на качествах комбайна это никак не сказалось. Машина начала выпускаться в 1947 году и представляла собой открытую всем ветрам конструкцию с прицепным (!) копнителем. С-4 производился сразу на нескольких заводах – в одной Туле их было выпущено 29,5 тысяч. Модель получила несколько наград на выставках, активно поставлялась за рубеж и окончательно покинула конвейер только в 1958 году.
В 1956 году в Таганроге был собран первый образец самоходного комбайна СК-3, который уже в 1958 году стали производить три профильных завода: Таганрогский комбайновый завод, «Ростсельмаш» и Красноярский завод комбайнов. Кабины у машины по-прежнему не было, а к улучшениям работы комбайнера стоит отнести появление гидроусилителя руля и перемещение двигателя на середину корпуса. Кроме колесного, производились еще и несколько гусеничных и полугусеничных вариантов. А на момент снятия с производства в 1964 году СК-3 разошелся тиражом в 169 000 единиц.
Еще один редко упоминаемый комбайн – СКД-5 «Сибиряк». Машина была создана в 1969 году в Красноярске на основе выпускаемого там же СК-4. Первый вариант машины также не имел закрытой кабины и визуально отличался лишь бункером иной формы – основная модернизация была внутри. В 1972 году появился опытный СКД-5М «Сибиряк», который внешне уже был совсем другой машиной – с вместительным бункером и большой кабиной. Несмотря на древнюю основу, благодаря ряду серьезных модернизаций СКД-5 «Сибиряк» продержался на конвейере аж до 1981 года!
В 1981 году в Красноярске произвели смену поколений, запустив в серию СКД-6 «Сибиряк». Это была довольно интересная машина,объединившая в себе все положительные качества выпускаемых комбайнов. Во многом унифицированный с «Нивой», «Сибиряк» имел более просторную кабину и несколько иную начинку и также производился в разных модификациях. Увы, век этой переходной модели оказался не долог – уже в 1984 на его место пришел «Енисей-1200».
Действительной редкостью для своего времени был КЗС-3, который был создан в Таганроге в 1993 году… уже после развала Союза. Пожалуй, это последний комбайн, разработка которого началась еще в СССР, но в серию он пошел уже в России. Несмотря на то, что машина создавалась с большой степенью унификации с выпускаемыми аналогами, в конструкцию был внедрен ряд передовых решений. Расположение бункера в середине, а двигателя в задней части улучшило развесовку и снизило уровень шума в кабине. Кстати, она перекочевала в центр и перестала выступать за общие габариты. К сожалению, 90-е не способствовали процветанию перспективных проектов, и выпуск КЗС-3 ограничился в районе 1000 ед.
Напоследок все же пройдемся и по «ТОПам».
СК-4 получил в свое время известность не только в СССР, но и за рубежом, зарекомендовав себя надежной и высокопроизводительной машиной.
СК-5 «Нива» предлагался во множестве модификаций и выпускался без малого полвека – его последняя версия «Нива-Эффект» перестала сходить с конвейера всего три года назад.
СК-6 «Колос» – первый и, пожалуй, последний комбайн в СССР, в котором во главу угла было поставлено дизайнерское решение с двумя бункерами, разделенными кабиной.
ЕНИСЕЙ-1200 – являясь аналогом вездесущей «Нивы», щеголял большой остекленной кабиной и выглядел не хуже европейских образцов.
ДОН-1500 – флагман комбайнов СССР. Ориентируясь на John Deere, ростовские конструкторы смогли создать свой комбайн, который по некоторым решениям превосходил даже более современную европейскую технику.