Неделю назад я рассказал историю о том, как водитель автобуса «Кубань» выгнал под дождь конструкторов, создавших этот аппарат. Некоторые задались вопросом: «А с чего это взбунтовался? Нормальный же автобус. Всяк лучше, чем в тентованном кузове грузовика ехать». Так-то оно так, но… не совсем.
Предлагаю взглянуть на итоги длительных контрольных испытаний спецавтомобилей (о как!) Кубань-Г1А1, проведенных на полигоне НАМИ с апреля по октябрь 1979 года. А уж вы сами решайте, автобус это был или…
Итак, 29 марта и 4 апреля на автополигон НАМИ, что под городом Дмитров, поступили два автобуса Кубань-Г1А1 с пробегом 1815 км и 126 км. Грубо говоря – две новые машины, которые должны были испытать в соответствии с методикой, применяемой к автобусам местного сообщения.
«Кубаням» предстояло пробежать 10 000 км по дорогам с асфальтобетонным покрытием, 5000 км по городу, 5000 км по грунтовым дорожкам удовлетворительного замощения и 5000 км по булыжнику ровного замощения. Как вы догадались, только последний пункт пришлось делать в условиях полигона НАМИ, где имелся чуть ли не единственный в стране участок «ровного замощения». Все остальные «покатушки» проходили на дорогах и бездорожье Краснодарского края.
«Веселье» началось еще на стадии приемки машин испытателями. Обход «по кругу» выявил:
– некачественное выполнение сварочных работ кузова;
– недостаточную точность установки уплотнителей и соединений кузовных деталей;
– неудовлетворительное качество отделки;
– некачественную затяжку резьбовых соединений;
– и т.д. общим числом 23 дефекта 18 наименований.
В принципе, испытателям не привыкать к подобным моментам у техники, прибывающей на полигон. Поэтому они смело ринулись в бой. Благо, весна и лето – это не зима с ее морозами, и гайки в «минус 30» крутить не предполагалось.
Не буду вдаваться во все нюансы рабочего процесса. Тем более, автобусы реально откатали все положенные 25 000 испытательных километров. Но итоги работ были далеки от идеальных.
Основные неисправности:
– проникновение пыли через неплотности дверей, настила пола, в районе отопителя, кожуха КП, крышки и боковины капота;
– проникновение воды через уплотнители ветровых и боковых стекол, а также проемов водительской и боковой двери;
– проникновение в салон паров бензина, окиси углерода и окислов азота;
– рабочее место водителя не отвечает требованиям ТУ;
– недостаточная стойкость лакокрасочного покрытия и антикоррозионных покрытий;
– не соответствие системы вентиляции и отопления требованиям комфорта.
Кроме того отмечен недостаточный выбег со скорости 50 км/ч, течи масла и топлива, несоответствие ТУ напряженности поля радиопомех и т.д., и т.п. И это не считая затрудненных регулировок некоторых узлов и сложностей в проведении некоторых ремонтных работ.
Всего же в процессе испытаний в среднем на два автобуса Кубань-Г1А1 было выявлено 14 дефектов при приемке, 26 неисправностей при пробеге и 23 неисправности при проведении техэкспертизы. Из них 13 были признаны конструктивными и 44 производственными дефектами. А средняя наработка на отказ составила 2184 км.
Отдельно стоит процитировать: «По своим внешним и внутренним архитектурным формам кузов спецавтомобиля не отвечает современным требованиям автобусостроения» и «Планировка пассажирского помещения и основные его размеры не соответствуют требованиям ГОСТ и отраслевых стандартов Минавтопрома».
Действительно – и чего это водитель не оценил работу конструкторов «Кубани»?…